Нефть и нефтепродукты

Для правильного осуществления транспортировки наливных грузов необходимо знать их основные свойства. Чтобы обеспечить безопасность и свести к минимуму возможные потери при перевозке, нужно учитывать плотность и вязкость продукта, температуру, при которой он плавится или наоборот – застывает. А также целый ряд специфических свойств: степень пожароопасности (в том числе и температуру вспышки), объемного расширения, испаряемости, вредности и коррозийности.

Нефть и нефтепродуктыНефтепродукты по своей сути это диэлектрики. Исходя из этого, такой продукт становится положительным зарядом во время его транспортировки и имеет высокий уровень пожароопасности. Для подавления электрического заряда используется заземление всех металлических деталей корпуса танкера во время налива и слива нефтепродукта.

Показатели температуры плавления и застывания нефтепродукта помогают в определении того оптимального температурного режима, при котором должна проходить перекачка жидкого груза.

Продукты, которым свойственна высокая температура плавления, подогревают до 60-70 градусов С, но при этом температура должна быть на 10° меньше, чем температура вспышки продукта. Для такого подогрева устанавливаются специальные нагреватели. При подготовке к наливу, нефтепродукты разделяют на разряды, классифицируемые исходя из температуры, при которой пары вещества способны вспыхнуть.

К 1 разряду относят бензин и сырую нефть. Температура, при которой возможна их вспышка +28° С. Ко второму — керосин или топливо Т-1 и ТС 1, с показателем t от +28° С до +61° С, А к третьему – мазуты и различные масла, котельное топливо – их пожароопасность увеличивается при температуре +61° С.

Испаряемость довольно часто является причиной значительной убыли жидких грузов. Оборудование для хранения таких продуктов не обладает абсолютной герметичностью, что даже в спокойных условиях приводит к испарению 150-200 г бензина на кубический метр пространства. За один год в Каспийском бассейне, во время хранения и перевозок, путем испарения теряется бензин в размере нескольких тысяч тонн.

Процентным содержанием в нем вредных паров определяется общая вредность нефтепродукта. При превышении этих процентных показателей в замкнутом воздушном пространстве, нахождение в нем становится опасным для жизни человека.

Эти вредные пары способны поражать нервную систему человека. Симптомы довольно тяжелые: судороги, общая возбужденность и внезапная вялость, нервные припадки, потеря сознания. Поэтому работа с нефтепродуктами, среди которых есть и особенно ядовитые из-за и содержащихся в них присадок, требует обязательного соблюдения техники безопасности.

Степень коррозийности нефтепродуктов и свойства нефтепродуктов определяется влиянием их химического состава на разрушение обшивки судна. При перевозе жидких продуктов обшивка танкера нуждается в замене намного чаще, чем обшивка судна, перевозящего сухогруз. Этилированные бензины имеют высокую коррозийность, поэтому при их перевозке необходимо пресекать попадание в них морской воды.

Примесь воды влияет на снижение качества нефтепродукта, разрушает структуру содержащихся в нем присадок, а также значительно ускоряет коррозию корпуса танкера, что может привести к аварии.

Понятие «наливные грузы» включает в себя саму нефть и нефтепродукты. К наливным грузам можно отнести также различные масла и жиры. Сами нефтепродукты делятся на бензины различных классов, керосин, топлива, смазочные материалы. Нефтепродукты могут использоваться как компоненты для изготовления продуктов химического происхождения.

Хранение и перевозка нефтепродуктов должна осуществляться в специальных условиях. Необходимо неукоснительно соблюдать правила и инструкции госсанинспекции, а также международные нормы транспортировки нефтепродуктов морским путем.