Инвентаризация кассы — необходимый и регулярный процесс.
Цели процесса инвентаризации.
1. Профилактика воровства из кассы фирмы.
2. Сравнение бухгалтерских и фактических данных.
3. Контроль за учетом наличных денег и его соответствия законам.
Как правило, инвентаризация делается с определенной периодичностью, но порой осуществляется и в произвольный момент. Можно купить 1с бухгалтерия 8 версия доступна по низкой цене.
Процесс инвентаризации:
1. Кассир, либо другой несущий ответственность за процесс работник, предоставляет бухгалтерские документы, или же другие регистры бухучета, показывающие остаток по сч. 50.
2. Инвентаризационный комитет осуществляет пересчет средств в кассе фирмы и сравнивает результат с информацией в документах.
3. Если цифры совпадают, инвентаризация считается успешной. Это говорит о корректном ведении бухучета, правильной работе кассира и общем порядке на предприятии.
4. Если остаток в кассе больше или меньше учетного, это говорит, соответственно, об избытке или недостаче. Это требует корректировки.
Действия при расхождениях.
1. Создается отражающая ситуацию бухгалтерская запись.
2. Принимаются меры по обнаружению причин расхождений, выявлению ответственных работников и профилактики подобных случаев в дальнейшем.
3. Бухгалтерская отметка для отражения излишка: Дт 50 Кт 91. Исходя из этой корреспонденции, излишек денег вносится в кассу, при этом он выправляет остаток денежных средств на верную сумму. Эти средства учитываются как «прочие доходы» фирмы, при этом сч. 50 и 91 корреспондируют.
4. Запись для отражения недостачи: Дт 94 Кт 50. Эта корреспонденция вычитает из остатка денег недостачу, приводя сумму к нужному показателю. Недостача идет по дебету сч. 94. Далее виновный в недостаче работник вносит недостающую сумму в кассу. Отражение данной операции: Дт 50 Кт 73 или Дт 50 Кт 70. При этом сч. 50 корреспондирует со сч. 73 или со сч. 70, это зависит от того, как именно ответственное за недостаток лицо внесло в кассу деньги, наличными, или же имело место удержание из зарплаты.
Для оформления итогов инвентаризации создается акт (по форме ИНВ-15), который содержит данные об участниках инвентаризационного комитета и полученные при инвентаризации данные.
В процессе инвентаризации можно проверить корректность ведения первичных документов, правильность отображения их параметров в журналах. Аккуратность ведения этих бумаг — одно из решающих условий сохранения наличных средств.