Из истории лепнины

На рубеже семнадцатого и восемнадцатого столетий в Россию пришла лепнина: она стала использоваться для украшения зданий. За довольно короткое время лепнина вместе с монументальной живописью стала лидирующим декораторским приёмом.

Из истории лепниныПоверхность белая и матовая придавала особый эффект, совершенно отличный от блеска золочённой резьбы. Форма была пластичнее, переходы от света к тени более плавные и нежные. Сочный белый цвет рельефа выгодно смотрелся, выступая на стеновых плоскостях ярко-розовых, жёлтых, голубых и всевозможно-зеленоватых оттенков. Так, лепнина стала применяться для обрамления окон, арок, потолков, каминов и дверных проёмов. Тут каталог лепнины заходите полный и детальный обзор.

ТЕХНОЛОГИЯ

Первоначально способ изготовления опирался во многом на традиции, существуюие в резьбе по разным породам дерева. Мастера могли ножом подправлять форму. Ведь лепнина была достаточно мягкой, хотя и каменной. Однако камень заменяли более дешёвым алебастром, гипсом.

Техника «Сукко» являла собой смешанный тип технологии – глина или привычный гипс соединялись с крошкой мрамора или гранита. Конечно, изготовление было ручным. Здесь всё зависело непосредственно от умений мастера, от его таланта.

СТИЛИ

Русская лепнина впервые была использована в барочном стиле. Барокко присущи замысловатые изгибы, переплетения, несколько беспокойный, мятущийся ритм. Лепнина этого стиля делает прямые стеновые линии мягче, как бы округляет их. Лепнина этого периода – лёгкий причудливый узор, который словно бы движется.

Барочные авторы обожают всевозможных ангелов, амурчиков, драпировки тканей, гирлянды из букетов и фруктов, картуши, тяжеловесные причудливые карнизы. Лепнина становится очень часто обрамлением какого-либо панно на стене или плафона на потолке.

Образцы такой лепнины можно найти, например, в Петергофе – дворец-шедевр Монплезир.

Вторая часть века просвещения – восемнадцатого – дарит нам классицизм. Строгость и лаконизм – его девиз. Все чёткие вертикали и горизонтальные линии классического помещения подчёркиваются лепниной. Теперь стены и потолочные плоскости не покрываются украшениями сплошь, а только частично, в некоторых местах. Симметрия присуща этому стилю. Линии очень правильные и чёткие.

В этот период у европейцев было в фаворе всё античное. Однако антик-стиль не копировался слепо, а применялся, как своеобразная цитата. Цитировались розетки, всевозможные листья, целые сюжеты.

Начало девятнадцатого века ознаменовалось возникновением ампира. Это время войн и конфликтов, время небывалого доселе патриотического подъёма в стране. Повышается интерес к теме войны. Сюжеты лепнины соответствуют этому – венки из лавра, факелы, военная атрибутика. Ампир – это мощь, акцент на нерасчленённый монолит всей стены. Лепнина имела чёткую задачу – усилить это впечатление силы и мощи.

Лепные композиции размещались в нишах довольно простых по своей форме. Эти ниши заполнялись, насыщались декором по максимуму, поверхность стены в этом месте скрывалась полностью.

С самом конце означенного века и в начале ХХ приходит и правит балл модерн. В почёте опять плавные формы, текучесть линий, кривизна. Впрочем, в отличие от барокко, теперь эти линии просты и очень строги. Стены соединяются с потолками плавно.

В ХХ веке с лепниной экспериментируют. Она вновь обращается к геометрии.

НАШИ ДНИ

Сейчас – уже в веке XXI – модна эклектика. Все стили как бы соединяются вместе. Нет стилистических единых предпочтений, в моде всё индивидуальное.

Технология, конечно, стала проще. Применив накладной рельефный багет, стилист-декоратор может разбить идеально ровную стеновую поверхность на части и так зонировать помещение.

Современный мастер интерьера не сковывается никакими стилевыми рамками, он может как выдержать интерьер в конкретном стиле, оживив, например, интерьер барокко, так и сделать комплексное стилевое решение, использовав отдельные элементы каждого стиля.

Главное – суметь сочетать органично, не перегружая, не пересыщая пространство, суметь удержаться на тонкой грани, которая отделяет вкус от пошлости.

Один комментарий к записи «Из истории лепнины»

  1. Пингбэк: О керамических блоках крупных размеров | Новости

Комментарии закрыты.