Чем хороши рым болты гост 4751 73?

Практически любой товар нуждается в перевозке от места изготовления к месту употребления.

Издавна для продевания веревок и канатов применяются металлические кольца – рымы. Это слово пришло к нам в петровские времена от голландских корабелов, как и значительная часть нашей технической терминологии.

Повсеместно используемые сейчас рым болты ГОСТ 4751 73 явились результатом эволюции этого элемента, о чем и пойдет речь в данной статье.

Рымы позволяют крепить грузоподъемные стропы к тяжелым предметам, не охватывая их при этом вокруг – это бывает нецелесообразно или неудобно. Также рымы позволяют надежно фиксировать груз в пути, что особенно актуально для морского транспорта, подверженного качке.

Но с момента водружения перевозимого изделия на свое окончательное место нужда в рымах отпадает, а нередко выступающие проушины даже мешают в дальнейшей работе. Кроме того, в литых металлических деталях такая проушина является нетехнологичным элементом, повышающим трудоемкость и  себестоимость.

Проблему решило изобретение рым-болта, представляющего собой резьбовой винт с головкой в виде кольца тороидальной формы («бублик»). Для большей прочности и несущей способности сопряжение кольца с винтом усилено цилиндрическим основанием, имеющим плоский бурт. Он позволяет распределить изгибающую нагрузку и предотвратить излом, чреватый обрывом груза, разрушениями от падения и травмами у оказавшихся поблизости людей.

Для большей надежности сопряжение резьбового стержня и бурта выполнено с круглой галтелью, снижающей напряжения.

Для установки рым-болта в изделии предусматривается цилиндрическое резьбовое отверстие, верхний край которого обработан под плотное прилегание бурта рым-болта. Для этого предусматривается либо выступ, либо углубление с плоским дном.

Рым-болты ГОСТ 4751-73 имеют метрическую резьбу (ГОСТ 9150-81) – такую же, как и болты гост 7796 70. Типоразмерный ряд стандарта предусматривает резьбы от М8 до М100. Наиболее употребительные размеры — по М48.

ГОСТ также устанавливает допустимую грузоподъемность одного болта для разных схем нагружения.

Как правило, рым-болты изготавливаются горячей штамповкой из углеродистых сталей марки 20 или 25 с последующей термообработкой. Заготовки для крупных рым-болтов делают коваными, ввиду того, что они применяются реже и не производятся массово.